Униформологический альманах

УНИФОРМОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Эмблема вооруженной охраны торговых портов, подведомственных Народному комиссариату путей сообщения СССР, образца 1926 года

Сологуб Кирилл Николаевич


В настоящей работе предпринята попытка исследования нормативно-правовой базы и исторических предпосылок введения в 1926 г. специальной эмблемы для личного состава вооруженной охраны торговых портов, подведомственных Народному комиссариату путей сообщения СССР.

Приказом ЦЖОХР {1} от 18 октября 1926 г. № К-4/175 §3 за подписью начальника охраны путей сообщения И.И. Леппе сообщалось о том, что «...Вооруженная Охрана торговых портов организуется, снабжается и несет службу согласно Положения об ОВО {2}, приказов, циркуляров и инструкций, изданных по Охране Путей Сообщения, на НОХР’ов {3} дорог, примыкающих к портам (штаты и перечень портов будут разосланы соответствующим НОХР’ам и Нач. портов дополнительно, по выходе из печати приказа), возлагается, совместно с Нач. торговых портов, первоначальная организация, подбор личного состава, снабжение оружием и инструктирование портовой охраны.

Подбор личного состава организуемой Охраны портов должен быть произведен в порядке инструкции по укомплектованию ОВО» [1, С. 48].

Приказом НКПС {4} СССР от 22 октября 1926 г. № 8988/Анм-5б «О порядке организации вооруженной охраны в торговых портах», подписанным заместителем народного комиссара путей сообщения СССР А. М. Постниковым и начальником Центрального административного управления НКПС СССР Г.И. Мустом, было объявлено следующее:

«1. Единая Вооруженная Охрана НКПС должна быть введена во всех портах Союза, подведомственных НКПС. Однако, исходя из кредитных возможностей ЦУМОР’а {5}, в первую очередь [необходимо] организовать охрану портов, согласно особо об’являемого перечня портов и штата.

2. Означенная Охрана предназначается для охраны территории порта, а равно портового имущества, находящегося в пределах границ порта.

3. Вооруженная Охрана порта является единой Вооруженной Охраной, должна содержаться в контингентах, предусмотренных штатом, и подчиняется через подлежащее лицо комсостава в административно-хозяйственном порядке Начальнику порта и во всех отношениях – Начальнику Охраны П.С.

[…]

7. Рядовой состав Вооруженной Охраны портов, как и состав ОВО, носит название "стрелков охраны такого-то порта". Этим последним присваивается та же форма одежды, как и стрелкам ОВО. Начальнику Охраны порта присваивается форма комсостава Охраны Путей Сообщения: Начальника района или начальника команды ОВО – соответственно. Однако, вместо ж.-д. значка (якоря с топором), где таковой положен, стрелкам и комсоставу портовой Охраны надлежит иметь знак эмблемы торгового порта (перекрещивающийся морской якорь и жезл Меркурия)». [1, С. 48-49]

Согласно приказу ЦЧ {6} № 7002 от 29 апреля 1925 г. «Об установлении однообразной формы обмундирования вооруженным агентам, стрелкам особых вооруженных отрядов и комсоставу Охраны путей сообщения», подписанному членом Коллегии НКПС СССР, начальником Центрального управления железнодорожного транспорта Ю.В. Рудым и начальником охраны путей сообщения И.И. Леппе, который объявлял описание и рисунки предметов форменного обмундирования вооруженных агентов, стрелков особых вооруженных отрядов и комсостава охраны путей сообщения, утвержденные 23 марта 1925 г. народным комиссаром путей сообщения СССР Я.Э. Рудзутаком и 2 апреля 1925 г. заместителем председателя Революционного военного совета СССР И.С. Уншлихтом, путейский значок (топор и якорь) белого металла размещался как на петлицах шинелей и гимнастерок/френчей {7}, так и на зимних шапках-«финках» {8} и на околышах фуражек стрелков ОВО и комсостава охраны путей сообщения, причем на головных уборах – «в соединении с красноармейской звездой уменьшенного размера» [4, С. 87]. В этой связи расплывчатая формулировка «где таковой положен» не позволяет исключить того, что эмблема в виде якоря и жезла Меркурия должна была носиться не только на петлицах шинелей, гимнастерок/френчей, но и на головных уборах стрелков и комсостава вооруженной охраны торговых портов, подведомственных НКПС СССР.

Перечень портов, упомянутый в п. 1 приказа НКПС СССР от 22 октября 1926 г. № 8988/Анм-5б «О порядке организации вооруженной охраны в торговых портах», был объявлен в телеграмме ЦМОР {9} и ЦЖОХР от 29 октября 1926 г. № Анх-1/121 за подписями Ф.С. Богуша (за ЦМОР) и старшего инструктора отдела охраны путей сообщения НКПС СССР В.А. Рудакова (за ЦЖОХР). В него вошли порты Владивосток, Архангельск, Феодосия, Севастополь, Туапсе, Таганрог, Батум, Бердянск, Мариуполь, Новороссийск, Одесса, Херсон, Поти, Николаев и Ростов-на-Дону и примыкающие к ним железные дороги: Уссурийская, Северная, Южная, Северо-Кавказская, Донецкая, Закавказская, Днепропетровская и Юго-Западная [1, С. 50].

Относительно форменного обмундирования и постовой одежды личного состава вооруженной охраны в торговых портах, подведомственных НКПС СССР, в рассматриваемый период времени известно, что они выдавались из имеющихся запасов согласно приказу НКПС СССР от 17 декабря 1924 г. № 2418 [4, С. 171-173] (циркуляр ЦЧ и ЦЖ {10} от 7 января 1927 г. № 207/Лпа-2б/12 за подписями члена Коллегии НКПС СССР, начальника Центрального управления железнодорожного транспорта Ю.В. Рудого и заместителя начальника охраны путей сообщения И.И. Плятта [1, С. 211]).

Необходимо отметить, что эмблема в виде перекрещенных якоря и жезла Меркурия отнюдь не была чем-то принципиально новым в системе отечественной ведомственной символики.

Так, постановлением Президиума ЦИК {11} СССР «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик» от 29 августа 1924 г. среди прочих были утверждены, согласно прилагавшихся рисунков и описаний, кормовой флаг портовых судов, а также плавучих средств и управлений торговых портов, брейд-вымпел начальника торгового порта и флаг начальника Центрального управления морского транспорта, несшие изображения скрещенных якоря и жезла Меркурия [5, С. 333-335; 6, С. 5, 9, 11].

Помимо этого, изображение скрещенного якоря и жезла Меркурия (кадуцея) присутствовало на нагрудном знаке портового постового матроса морского торгового флота в «Описании форменной одежды для лиц судового экипажа, береговых учреждений и предприятий морского транспорта» (приказ Центрального управления морского транспорта НКПС СССР {12} № 7655/Щф-3 от 15 августа 1925 г.), утвержденным народным комиссаром путей сообщения СССР Я.Э. Рудзутаком и начальником Центрального административного управления НКПС СССР Г. И. Мустом и подписанным начальником Центрального управления морского транспорта НКПС СССР И. А. Сергеевым, а также на знаках на головной убор сотрудников Центрального управления морского транспорта, отдела портов Закавказья и управлений торговых портов СССР согласно приказу Центрального управления морского транспорта НКПС СССР № 7657/Щф-3 за 1925 г. «Об установлении формы знака головного убора для сотрудников Центрального управления морского транспорта, отдела портов Закавказья и управлений торговых портов СССР» за подписями члена Коллегии НКПС СССР Л.П. Серебрякова и начальника Центрального управления морского транспорта НКПС И.А. Сергеева [7, C. 28, 39-40].

Так же, как и железнодорожный, а точнее общепутейский, знак в виде скрещенных топора и якоря, данная эмблема являлась наследием Российской империи. Например, по состоянию на 1903 г. она присутствовала на предметах экипировки и форменной одежды чинов Главного управления торгового мореплавания и портов {13} в качестве ведомственной арматуры [10, 11] (Рисунок 1), а с 1911 г. стала использоваться в качестве специального ведомственного знака Министерства торговли и промышленности [12]. Единственным значимым стилистическим отличием эмблемы имперского периода от эмблемы вооруженной охраны портов, подведомственных НКПС, был, по всей видимости, приборный металл – золотой (желтый), а не серебряный (белый) (Рисунок 2).

Рисунок 1. Изображение бляхи для ношения на 
	груди и пряжки на кушак (пояс) портовых матросов, несущих службу на берегу

Рисунок 1. Изображение бляхи для ношения на груди и пряжки на кушак (пояс) портовых матросов, несущих службу на берегу. Источник: [11].


Рисунок 2. Арматурный знак Главного управления 
	торгового мореплавания и портов Российской империи

Рисунок 2. Арматурный знак Главного управления торгового мореплавания и портов Российской империи. Источник: Коллекция Б.В. Терма


На момент подготовки настоящей статьи известна как минимум одна фотография стрелка вооруженной охраны торгового порта, подведомственного НКПС СССР, с эмблемой, установленной приказом НКПС СССР от 22 октября 1926 г. № 8988/Анм-5б. Она была размещена на военно-историческом форуме Sammler.ru в январе 2011 г. и атрибутирована И.А. Божковым («портовый Отряд Военизированной Охраны») и А.Б. Степановым («ВОХР Керченского (в данном случае) порта») (Рисунок 3) [13]. С учетом неочевидной цветопередачи петлиц на оригинальном снимке при подготовке настоящей публикации была выполнена их визуальная реконструкция (Рисунок 4).

Рисунок 3. Стрелок вооруженной охраны НКПС СССР 
	Керченского порта

Рисунок 3. Стрелок вооруженной охраны НКПС СССР Керченского порта. Источник: [13].


Рисунок 4. Визуальная реконструкция петлицы 
	стрелка вооруженной охраны торгового порта, подведомственного НКПС СССР, для ношения на рубахе (гимнастерке). Автор – К.С. Васильев

Рисунок 4. Визуальная реконструкция петлицы стрелка вооруженной охраны торгового порта, подведомственного НКПС СССР, для ношения на рубахе (гимнастерке). Автор – К.С. Васильев.


Автор выражает благодарность Б.В. Терму за предоставленное изображение арматурного знака Главного управления торгового мореплавания и портов Российской империи из его личной коллекции.




Cписок использованной литературы:

[1] - Сборник-справочник № 3 официальных распоряжений по вооруженной охране путей сообщения, изданных за время 1925 – март 1927 гг. Москва, 1927. 696 с.: табл. + перечень.

[2] - Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1926 год с приложением нового плана г. Москвы. Москва, 1925. 73, 967, 828 с.

[3] - Советский транспорт. 1917–1927. Москва, 1927. 243 с.

[4] - Сборник-справочник № 1 официальных распоряжений по охране путей сообщения за 1922–1925 гг. Москва, 1925. 608 с.

[5] - Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, издаваемое Управлением Делами Совета Народных Комиссаров СССР. Отдел первый. 2 мая 1925 г. № 27. Москва, С. 331-337.

[6] - Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, издаваемое Управлением Делами Совета Народных Комиссаров СССР. 2 мая 1925 г. Приложение к № 27. Флаги и вымпелы Союза Советских Социалистических Республик (описание и альбом). Москва, 1925. 16 с.

[7] - Форменная одежда для лиц судового экипажа, береговых учреждений и предприятий морского транспорта. Москва, 1925. 40 с.

[8] - Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Т. I-XXXIII. Спб.-Пг., 1885–1916 гг. (далее – ПСЗ–III). Т. XXII. Часть 1. № 22 092 (7 ноября 1902 г.).

[9] - ПСЗ–III. Т. XXIII. Часть 1. № 23 119 (10 июня 1903 г.).

[10] - ПСЗ–III. Т. XXIII. Часть 1, 2. № 22 754 (1 апреля 1903 г.).

[11] - ПСЗ–III. Т. XXIII. Часть 1, 2. № 23 323 (31 июля 1903 г.).

[12] - ПСЗ–III. Т. XXXI. Часть 1, 2. № 35 814 (27 августа 1911 г.).

[13] - Электронный ресурс https://sammler.ru/index.php?/topic/84191-шифровка-ово/#comment-990714 Дата обращения 11 февраля 2025 г.




Сноски:

{1} - ЦЖОХР – Сокращенное наименование должности начальника охраны путей сообщения. Практика использования подобных сокращенных наименований должностей восходит к периоду Российской империи (первоначально для уменьшения числа символов в наименовании адресата служебных телеграмм).

{2} - ОВО – Особые вооруженные отряды в системе охраны путей сообщения.

{3} - НОХР – Сокращенное наименование должности начальника охраны железной дороги.

{4} - НКПС – Народный комиссариат путей сообщения.

{5} - ЦУМОР – Сокращенное наименование Центрального управления морского транспорта НКПС СССР. ЦУМОР ведало эксплуатацией и ремонтом состоящих в введении НКПС СССР морских торговых портов и портовых устройств, а также осуществляло надзор за деятельностью всего морского торгового флота, плававшего под флагом СССР [2, Общесправочный отдел, С. 187].
По состоянию на 1927 г. в непосредственном ведении ЦУМОР находились все порты, за исключением Ленинградского, состоявшего в ведении Народного комиссариата внешней и внутренней торговли СССР, портов Каспийского моря, Мурманска и Кеми, в отношении которых, как оставшихся в ведении НКПС СССР, ЦУМОР осуществлял только общий надзор [3, С. 196].

{6} - ЦЧ – Сокращенное наименование должности члена Коллегии НКПС.

{7} - Ношение гимнастерок было установлено для стрелков ОВО и вооруженных агентов по охране грузов, френчей – комсостава охраны путей сообщения.

{8} - Вооруженным агентам по охране грузов в качестве зимнего головного убора полагалась папаха с размещенным на ней путейским значком.

{9} - ЦМОР – Сокращенное наименование должности начальника Центрального управления морского транспорта НКПС.

{10} - Сокращенное наименование должности начальника Центрального управления железнодорожного транспорта НКПС.

{11} - ЦИК – Центральный исполнительный комитет СССР.

{12} - Точная принадлежность структурного подразделения центрального аппарата НКПС СССР, ответственного за подготовку и объявление данного нормативного акта, равно как и его вид (приказ), в цитируемом сборнике материалов не обозначена, в связи с чем принадлежность и вид данного нормативного акта указаны автором по аналогии с приказом Центрального управления морского транспорта НКПС СССР № 7657/Щф-3 за 1925 г. исходя из особенностей реквизитов его номера и должности подписавшего лица.

{13} - Главное управление торгового мореплавания и портов было образовано путем выделения из Министерства финансов Отдела торгового мореплавания, Совета по делам торгового мореплавания, Комитета по портовым делам со всеми подведомственными им учреждениями, а также Управления строительных и ремонтных для торговых судов заведений, Министерства путей сообщения – Отдела торговых портов Управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов [8, 9].


Сологуб К.Н. Эмблема вооруженной охраны торговых портов, подведомственных Народному комиссариату путей сообщения СССР, образца 1926 года // IN SITU. 2025. № 2. С.58-65.

Главная

Публикации

Авторы