Эмблема вооруженной охраны торговых портов, подведомственных Народному комиссариату путей сообщения СССР, образца 1926 года
Сологуб Кирилл Николаевич
В настоящей работе предпринята попытка исследования нормативно-правовой базы и исторических предпосылок введения в 1926 г. специальной эмблемы для личного состава вооруженной охраны торговых портов, подведомственных Народному комиссариату путей сообщения СССР.
Приказом ЦЖОХР {1} от 18 октября 1926 г. № К-4/175 §3 за подписью начальника охраны путей сообщения И.И. Леппе сообщалось о том, что «...Вооруженная Охрана торговых портов организуется, снабжается и несет службу согласно Положения об ОВО {2}, приказов, циркуляров и инструкций, изданных по Охране Путей Сообщения, на НОХР’ов {3} дорог, примыкающих к портам (штаты и перечень портов будут разосланы соответствующим НОХР’ам и Нач. портов дополнительно, по выходе из печати приказа), возлагается, совместно с Нач. торговых портов, первоначальная организация, подбор личного состава, снабжение оружием и инструктирование портовой охраны.
Подбор личного состава организуемой Охраны портов должен быть произведен в порядке инструкции по укомплектованию ОВО» [1, С. 48].
Приказом НКПС {4} СССР от 22 октября 1926 г. № 8988/Анм-5б «О порядке организации вооруженной охраны в торговых портах», подписанным заместителем народного комиссара путей сообщения СССР А. М. Постниковым и начальником Центрального административного управления НКПС СССР Г.И. Мустом, было объявлено следующее:
«1. Единая Вооруженная Охрана НКПС должна быть введена во всех портах Союза, подведомственных НКПС. Однако, исходя из кредитных возможностей ЦУМОР’а {5}, в первую очередь [необходимо] организовать охрану портов, согласно особо об’являемого перечня портов и штата.
2. Означенная Охрана предназначается для охраны территории порта, а равно портового имущества, находящегося в пределах границ порта.
3. Вооруженная Охрана порта является единой Вооруженной Охраной, должна содержаться в контингентах, предусмотренных штатом, и подчиняется через подлежащее лицо комсостава в административно-хозяйственном порядке Начальнику порта и во всех отношениях – Начальнику Охраны П.С.
[…]
7. Рядовой состав Вооруженной Охраны портов, как и состав ОВО, носит название "стрелков охраны такого-то порта". Этим последним присваивается та же форма одежды, как и стрелкам ОВО. Начальнику Охраны порта присваивается форма комсостава Охраны Путей Сообщения: Начальника района или начальника команды ОВО – соответственно. Однако, вместо ж.-д. значка (якоря с топором), где таковой положен, стрелкам и комсоставу портовой Охраны надлежит иметь знак эмблемы торгового порта (перекрещивающийся морской якорь и жезл Меркурия)». [1, С. 48-49]
Согласно приказу ЦЧ {6} № 7002 от 29 апреля 1925 г. «Об установлении однообразной формы обмундирования вооруженным агентам, стрелкам особых вооруженных отрядов и комсоставу Охраны путей сообщения», подписанному членом Коллегии НКПС СССР, начальником Центрального управления железнодорожного транспорта Ю.В. Рудым и начальником охраны путей сообщения И.И. Леппе, который объявлял описание и рисунки предметов форменного обмундирования вооруженных агентов, стрелков особых вооруженных отрядов и комсостава охраны путей сообщения, утвержденные 23 марта 1925 г. народным комиссаром путей сообщения СССР Я.Э. Рудзутаком и 2 апреля 1925 г. заместителем председателя Революционного военного совета СССР И.С. Уншлихтом, путейский значок (топор и якорь) белого металла размещался как на петлицах шинелей и гимнастерок/френчей {7}, так и на зимних шапках-«финках» {8} и на околышах фуражек стрелков ОВО и комсостава охраны путей сообщения, причем на головных уборах – «в соединении с красноармейской звездой уменьшенного размера» [4, С. 87]. В этой связи расплывчатая формулировка «где таковой положен» не позволяет исключить того, что эмблема в виде якоря и жезла Меркурия должна была носиться не только на петлицах шинелей, гимнастерок/френчей, но и на головных уборах стрелков и комсостава вооруженной охраны торговых портов, подведомственных НКПС СССР.
Перечень портов, упомянутый в п. 1 приказа НКПС СССР от 22 октября 1926 г. № 8988/Анм-5б «О порядке организации вооруженной охраны в торговых портах», был объявлен в телеграмме ЦМОР {9} и ЦЖОХР от 29 октября 1926 г. № Анх-1/121 за подписями Ф.С. Богуша (за ЦМОР) и старшего инструктора отдела охраны путей сообщения НКПС СССР В.А. Рудакова (за ЦЖОХР). В него вошли порты Владивосток, Архангельск, Феодосия, Севастополь, Туапсе, Таганрог, Батум, Бердянск, Мариуполь, Новороссийск, Одесса, Херсон, Поти, Николаев и Ростов-на-Дону и примыкающие к ним железные дороги: Уссурийская, Северная, Южная, Северо-Кавказская, Донецкая, Закавказская, Днепропетровская и Юго-Западная [1, С. 50].
Относительно форменного обмундирования и постовой одежды личного состава вооруженной охраны в торговых портах, подведомственных НКПС СССР, в рассматриваемый период времени известно, что они выдавались из имеющихся запасов согласно приказу НКПС СССР от 17 декабря 1924 г. № 2418 [4, С. 171-173] (циркуляр ЦЧ и ЦЖ {10} от 7 января 1927 г. № 207/Лпа-2б/12 за подписями члена Коллегии НКПС СССР, начальника Центрального управления железнодорожного транспорта Ю.В. Рудого и заместителя начальника охраны путей сообщения И.И. Плятта [1, С. 211]).
Необходимо отметить, что эмблема в виде перекрещенных якоря и жезла Меркурия отнюдь не была чем-то принципиально новым в системе отечественной ведомственной символики.
Так, постановлением Президиума ЦИК {11} СССР «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик» от 29 августа 1924 г. среди прочих были утверждены, согласно прилагавшихся рисунков и описаний, кормовой флаг портовых судов, а также плавучих средств и управлений торговых портов, брейд-вымпел начальника торгового порта и флаг начальника Центрального управления морского транспорта, несшие изображения скрещенных якоря и жезла Меркурия [5, С. 333-335; 6, С. 5, 9, 11].
Помимо этого, изображение скрещенного якоря и жезла Меркурия (кадуцея) присутствовало на нагрудном знаке портового постового матроса морского торгового флота в «Описании форменной одежды для лиц судового экипажа, береговых учреждений и предприятий морского транспорта» (приказ Центрального управления морского транспорта НКПС СССР {12} № 7655/Щф-3 от 15 августа 1925 г.), утвержденным народным комиссаром путей сообщения СССР Я.Э. Рудзутаком и начальником Центрального административного управления НКПС СССР Г. И. Мустом и подписанным начальником Центрального управления морского транспорта НКПС СССР И. А. Сергеевым, а также на знаках на головной убор сотрудников Центрального управления морского транспорта, отдела портов Закавказья и управлений торговых портов СССР согласно приказу Центрального управления морского транспорта НКПС СССР № 7657/Щф-3 за 1925 г. «Об установлении формы знака головного убора для сотрудников Центрального управления морского транспорта, отдела портов Закавказья и управлений торговых портов СССР» за подписями члена Коллегии НКПС СССР Л.П. Серебрякова и начальника Центрального управления морского транспорта НКПС И.А. Сергеева [7, C. 28, 39-40].
Так же, как и железнодорожный, а точнее общепутейский, знак в виде скрещенных топора и якоря, данная эмблема являлась наследием Российской империи. Например, по состоянию на 1903 г. она присутствовала на предметах экипировки и форменной одежды чинов Главного управления торгового мореплавания и портов {13} в качестве ведомственной арматуры [10, 11] (Рисунок 1), а с 1911 г. стала использоваться в качестве специального ведомственного знака Министерства торговли и промышленности [12]. Единственным значимым стилистическим отличием эмблемы имперского периода от эмблемы вооруженной охраны портов, подведомственных НКПС, был, по всей видимости, приборный металл – золотой (желтый), а не серебряный (белый) (Рисунок 2).
Рисунок 1. Изображение бляхи для ношения на груди и пряжки на кушак (пояс) портовых матросов, несущих службу на берегу. Источник: [11].
Рисунок 2. Арматурный знак Главного управления торгового мореплавания и портов Российской империи. Источник: Коллекция Б.В. Терма
На момент подготовки настоящей статьи известна как минимум одна фотография стрелка вооруженной охраны торгового порта, подведомственного НКПС СССР, с эмблемой, установленной приказом НКПС СССР от 22 октября 1926 г. № 8988/Анм-5б. Она была размещена на военно-историческом форуме Sammler.ru в январе 2011 г. и атрибутирована И.А. Божковым («портовый Отряд Военизированной Охраны») и А.Б. Степановым («ВОХР Керченского (в данном случае) порта») (Рисунок 3) [13]. С учетом неочевидной цветопередачи петлиц на оригинальном снимке при подготовке настоящей публикации была выполнена их визуальная реконструкция (Рисунок 4).
Рисунок 3. Стрелок вооруженной охраны НКПС СССР Керченского порта. Источник: [13].
Рисунок 4. Визуальная реконструкция петлицы стрелка вооруженной охраны торгового порта, подведомственного НКПС СССР, для ношения на рубахе (гимнастерке). Автор – К.С. Васильев.
Автор выражает благодарность Б.В. Терму за предоставленное изображение арматурного знака Главного управления торгового мореплавания и портов Российской империи из его личной коллекции.
Cписок использованной литературы:
[1] - Сборник-справочник № 3 официальных распоряжений по вооруженной охране путей сообщения, изданных за время 1925 – март 1927 гг. Москва, 1927. 696 с.: табл. + перечень.
[2] - Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1926 год с приложением нового плана г. Москвы. Москва, 1925. 73, 967, 828 с.
[3] - Советский транспорт. 1917–1927. Москва, 1927. 243 с.
[4] - Сборник-справочник № 1 официальных распоряжений по охране путей сообщения за 1922–1925 гг. Москва, 1925. 608 с.
[5] - Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, издаваемое Управлением Делами Совета Народных Комиссаров СССР. Отдел первый. 2 мая 1925 г. № 27. Москва, С. 331-337.
[6] - Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, издаваемое Управлением Делами Совета Народных Комиссаров СССР. 2 мая 1925 г. Приложение к № 27. Флаги и вымпелы Союза Советских Социалистических Республик (описание и альбом). Москва, 1925. 16 с.
[7] - Форменная одежда для лиц судового экипажа, береговых учреждений и предприятий морского транспорта. Москва, 1925. 40 с.
[8] - Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Т. I-XXXIII. Спб.-Пг., 1885–1916 гг. (далее – ПСЗ–III). Т. XXII. Часть 1. № 22 092 (7 ноября 1902 г.).
[9] - ПСЗ–III. Т. XXIII. Часть 1. № 23 119 (10 июня 1903 г.).
[10] - ПСЗ–III. Т. XXIII. Часть 1, 2. № 22 754 (1 апреля 1903 г.).
[11] - ПСЗ–III. Т. XXIII. Часть 1, 2. № 23 323 (31 июля 1903 г.).
[12] - ПСЗ–III. Т. XXXI. Часть 1, 2. № 35 814 (27 августа 1911 г.).
[13] - Электронный ресурс https://sammler.ru/index.php?/topic/84191-шифровка-ово/#comment-990714 Дата обращения 11 февраля 2025 г.
Сноски:
{1} - ЦЖОХР – Сокращенное наименование должности начальника охраны путей сообщения. Практика использования подобных сокращенных наименований должностей восходит к периоду Российской империи (первоначально для уменьшения числа символов в наименовании адресата служебных телеграмм).
{2} - ОВО – Особые вооруженные отряды в системе охраны путей сообщения.
{3} - НОХР – Сокращенное наименование должности начальника охраны железной дороги.
{4} - НКПС – Народный комиссариат путей сообщения.
{5} - ЦУМОР – Сокращенное наименование Центрального управления морского транспорта НКПС СССР. ЦУМОР ведало эксплуатацией и ремонтом состоящих в введении НКПС СССР морских
торговых портов и портовых устройств, а также осуществляло надзор за деятельностью всего морского торгового флота, плававшего под флагом СССР [2, Общесправочный отдел, С. 187].
По состоянию на 1927 г. в непосредственном ведении ЦУМОР находились все порты, за исключением Ленинградского, состоявшего в ведении Народного комиссариата внешней и
внутренней торговли СССР, портов Каспийского моря, Мурманска и Кеми, в отношении которых, как оставшихся в ведении НКПС СССР, ЦУМОР осуществлял только общий надзор
[3, С. 196].
{6} - ЦЧ – Сокращенное наименование должности члена Коллегии НКПС.
{7} - Ношение гимнастерок было установлено для стрелков ОВО и вооруженных агентов по охране грузов, френчей – комсостава охраны путей сообщения.
{8} - Вооруженным агентам по охране грузов в качестве зимнего головного убора полагалась папаха с размещенным на ней путейским значком.
{9} - ЦМОР – Сокращенное наименование должности начальника Центрального управления морского транспорта НКПС.
{10} - Сокращенное наименование должности начальника Центрального управления железнодорожного транспорта НКПС.
{11} - ЦИК – Центральный исполнительный комитет СССР.
{12} - Точная принадлежность структурного подразделения центрального аппарата НКПС СССР, ответственного за подготовку и объявление данного нормативного акта, равно как и его вид (приказ), в цитируемом сборнике материалов не обозначена, в связи с чем принадлежность и вид данного нормативного акта указаны автором по аналогии с приказом Центрального управления морского транспорта НКПС СССР № 7657/Щф-3 за 1925 г. исходя из особенностей реквизитов его номера и должности подписавшего лица.
{13} - Главное управление торгового мореплавания и портов было образовано путем выделения из Министерства финансов Отдела торгового мореплавания, Совета по делам торгового мореплавания, Комитета по портовым делам со всеми подведомственными им учреждениями, а также Управления строительных и ремонтных для торговых судов заведений, Министерства путей сообщения – Отдела торговых портов Управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов [8, 9].
Сологуб К.Н. Эмблема вооруженной охраны торговых портов, подведомственных Народному комиссариату путей сообщения СССР, образца 1926 года // IN SITU. 2025. № 2. С.58-65.