Униформологический альманах

УНИФОРМОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ

Хронология процесса разработки и принятия положения о прохождении службы начальствующим составом РККА, 1924-1928 гг.

Дриг Евгений Федорович


Приказ РВС СССР № 225 от 13 июля 1928 г. объявил «Положение о прохождении службы средним, старшим и высшим начальствующим составом РККА в мирное время» (далее - Положение). Сущность положения раскрывалась в самом приказе:

Положение определило на много лет вперед все ключевые аспекты прохождения службы начальствующим составом. В том числе и порядок ношения знаков различия, что является одной из базовых тем униформологии. Поэтому уместно, как нам кажется, будет рассказать на страницах униформологического альманаха об этом положении.

О самом Положении еще предстоит большой и обстоятельный разговор – это тема будущей статьи. Сейчас же мы расскажем о том, как рождалось Положение. В некоторых моментах мы основываемся на справке о прохождении в РВС СССР вопроса о положении о прохождении службы в РККА, составленной 20 февраля 1928 г. в Управлении делами НКВМ и РВС СССР [1], но в основном хронология построена на материалах заседаний Реввоенсовета СССР.

Работа над Положением началась вскоре после выхода предыдущего аналогичного документа 1924 года [2]. Однако история процесса разработки и принятия Положения была отнюдь не линейным развитием проекта от старого положения 1924 года к новому положению 1928 года.

Началось все, как ни странно, со знаков различия старшего комсостава. Подробно мы освещали этот вопрос в «Старом Цейхгаузе» [3]. Если вкратце, то после того, как была признана необходимость наличия четырех групп знаков различия, так как существовали четыре группы комсостава, долго решался вопрос со знаками различия для старшего комсостава. Комиссия С.С. Каменева и С.М. Буденного предоставила в РВС СССР свое постановление, согласно которому в качестве знаков различия старшего комсостава предполагалось использовать шестиугольники. Однако на заседании Президиума РВС СССР 20 ноября 1924 г. окончательное решение вопроса о форме знаков различия перенести было перенесено на заседание Пленума РВС СССР [4].

Пленум РВС СССР 1 декабря 1924 г. ввел особый типа знаков различия для старшего комсостава в виде прямоугольника. Там же было признано необходимым «иметь особый отличительный знак для Командующих войсками округов и Членов Реввоенсоветов Округов и Союза». Практическое разрешение этого вопроса передавалось в Президиум РВС СССР [5].

Целый год понадобился для того, чтобы разработать эти самые «отличительные знаки» командующих. Только 25 января 1926 г. начальник ГУ РККА В.Н. Левичев направил Наркомвоенмору и председателю РВС СССР докладную записку, в которой в соответствии с постановлением пленума РВС СССР от 1924 года представлялся проект «знаков различия должностей Высшего Командования». Проектные знаки различия представляли собой пятиконечные покрытые красной эмалью звезды с изображением в центре белой эмали перекрещивающихся серпа и молота [6].

Вопрос о знаках различия для высшего командования слушался на заседании РВС СССР 1 февраля 1926 г. (докладывал В.Н. Левичев), чьим постановлением была образована специальная комиссия, которую возглавил начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский, в ее состав были включены также начальник ГУ РККА В.Н. Левичев и заместитель начальника Политического управления РККА М.М. Ланда.

Комиссии с привлечением представителей заинтересованных Управлений Наркомвоенмора предстояло в месячный срок разработать вопрос о знаках различия начсоставу РККА «под углом зрения необходимости максимального сокращения круга лиц, имеющих право носить знаки различия, а также необходимости поднятия престижа лиц, носящих знаки различия, стремясь возможно сократить круг лиц, носящих от 2-3 ромбов» [7].

Вследствие болезни Тухачевского и предоставления ему отпуска председательствование в комиссии распоряжением наркома 26 марта 1926 г. было возложено на С.С. Каменева. Работа комиссии должна была завершиться к 15 апреля 1926 г. Заседание этой комиссии состоялось только одно и то, только 26 апреля. На нем было принято решение передать вопрос в комиссию И.С. Уншлихта, созданную РВС ССР для проработки вопросов реорганизации военного аппарата. Это пожелание комиссии С.С. Каменева управляющий делами НКВМ докладывал 26 апреля 1926 г. наркому и он утвердил передачу всего вопроса в комиссию Уншлихта.

Комиссия под председательством И.С. Уншлихта была создана постановлением РВС СССР от 16 марта 1926 г. с целью проработки вопросов по уменьшению численности начальствующего состава РККА и сокращению расходов Наркомвоенмора [8]. Комиссия И.С. Уншлихта, занятая своими делами, не смогла за летний период рассмотреть вопрос, переданный из комиссии Тухачевского-Каменева.

Одновременно с рассмотрением вопроса о знаках различия начсостава проводилась работа по систематизации и объединению законов о прохождении службы начсоставом РККА. В 1924 году были изданы два раздела положения о прохождении службы:

а) раздел I общий (приказ РВС СССР № 1244 от 2 октября 1924 г.);

б) раздел VIII об увольнении с военной службы (приказ РВС СССР № 1266 от 9 октября 1924 г.).

В начале 1925 г. был издан раздел IV об аттестовании (приказ РВС СССР № 1 от 2 января 1925 г.).

Этими разделами были регламентированы те стороны прохождения службы начсостава, которые ранее наименее были освещены в военном законодательстве, при этом в них имелась насущная необходимость.

В конце 1925 г. для обсуждения дальнейшей работы в области прохождения службы начсоставом при Командном управлении было созвано совещание начальников командных отделов округов. Решения совещания были одобрены затем командованием всех военных округов.

В дальнейшем, в связи с возрастающей актуальностью вопроса о стабильности положения начсостава и нормальном его комплектовании, появилась необходимость в некоем признаке, которым бы определялась и индивидуально закреплялась квалификация каждого лица начсостава (служебная категория). Поэтому 13 сентября 1926 г. ГУ РККА представило в РВС СССР доклад с предложениями «о командных категориях комсостава и о знаках различия начсостава РККА».

Предложения ГУ РККА были направлены в управления центрального аппарата НКВМ СССР для проработки. Поступившие от них заключения выявили ряд разногласий в этом вопросе, поэтому весь материал о категориях и знаках различия по приказанию наркома 16 сентября 1926 г. был снова направлен в комиссию М.Н. Тухачевского для проработки. Требовалось рассмотреть вопрос в трехнедельный срок.

Работе комиссии М.Н. Тухачевского будет посвящена отдельная статья - она чрезвычайно интересна с точки зрения разработки новых знаков различия РККА. Итогом же работы комиссии стал доклад М.Н. Тухачевского о категориях и знаках различия на заседании РВС СССР 23 ноября 1926 г. Реввоенсовет постановил вопрос не обсуждать, а все разработанные комиссией предложения передать (как рабочий материал) в комиссию, рассматривающую проект положения о прохождении службы в РККА [9].

Выписка из протокола с приложением всего материала была послана начальнику ГУ РККА. Тот, в исполнение постановления РВС СССР, созвал совещание из представителей строевого командования РККА, политработников, окружного и центрального аппарата (всего 76 человек), на котором был принят проект «Положения о прохождении службы в РККА».

Обложка типографского издания проекта Положение о 
	прохождении службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 1926 г.

Обложка типографского издания проекта "Положение о прохождении службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии", 1926 г. (РГВА, ф. 9, оп. 3, д. 290, л. 1)


Проект положения был внесен 9 декабря 1926 г. начальником ГУ РККА в РВС СССР, где рассматривался 14 декабря того же года. РВС СССР постановил:

«1) Создать Комиссию под председательством тов.Бубнова в составе членов: тт.Ефимова, Каменева, Левичева, Буденного, Пугачева, Меженинова, Соловьева и Дыбенко.

2) Комиссии рассмотреть проект положения о прохождении службы в РККА и на основе обмена мнений на заседании РВС СССР 14 декабря 1926 г. внести в проект соответствующие изменения.

3) Считать необходимым поставить проект положения о прохождении службы в РККА на обсуждение Постоянного Военного Совещания в январе месяце 1927 года, к каковому времени Комиссии закончить свою работу» [10].

15 января 1927 г. «Положение о прохождении службы в РККА» докладывалось С.С. Каменевым на расширенном заседании РВС СССР, где было решено передать его на проработку в комиссию А.С. Бубнова [11].

В течение четырех месяцев проект положения о прохождении службы прорабатывался в комиссии А.С. Бубнова, в ГУ РККА и И.С. Уншлихтом.

11 мая 1927 г. вопрос «Утверждение резолюции по вопросу о прохождении службы начсоставом РККА» обсуждался в РВС СССР. Докладывал сам Наркомвоенмор К.Е. Ворошилов. Ревовенсовет принял постановление по положению о прохождении службы начсоставом РККА, в котором наметил ряд основных принципов прохождения службы:

«В основу положения о прохождении службы Начсоставом РККА принять нижеследующее:

1. Наряду с делением начсостава на группы (младший, средний, старший и высший) и составы (командный, политический, административный, медицинский и ветеринарный), признать необходимым разделение его на служебные категории.

2. Служебная категория является выражением исключительно служебной квалификации лиц начсостава. Права и обязанности военнослужащих начсостава - дисциплинарные, хозяйственные и по личному составу - определяются исключительно занимаемыми штатными должностями» и т. д. [12]

Главному управлению РККА предлагалось в двухнедельный срок разработать и представить на утверждение РВС а) Положение о прохождении службы в РККА и б) порядок ношения начсоставом РККА знаков различия.

Две недели в реальности растянулись на пять месяцев. Проект положения после переработки и согласования со всеми управлениями 3 октября 1927 г. был представлен в РВС СССР. Он стоял в повестке заседания 5 октября 1927 г., но слушание было отложено до следующего заседания [13].

12 октября 1927 г. обсуждая проект, РВС СССР в основном утвердил свои решения от 11 мая того же года. Постановление гласило:

«1) В основном подтвердить решение РВС СССР от 11 мая 1927 г. (пр.№ 29 п.4).

2) ГУРККА на основании принятого решения от 11 мая с.г. пересмотреть прохождение службы начсоставом РККА под углом зрения снижения должностных категорий в управлениях и учреждениях РККА, причем категория должности Начальника Отдела Центрального Управления не должна превышать категории должности командира полка. Соответственным образом снизить категории всех прочих ниже и выше стоящих должностей.

3) Тов.Каменеву С.С. и тов.Бубнову проследить за окончательной проработкой положения в соответствии с постановлением РВС СССР от 11 мая с.г.

4) Начальнику Главного Управления РККА, совместно с начальниками центральных управлений, подработать вопрос проведения нового положения в жизнь путем определения служебных категорий через посредство переаттестования работников.

5) Работы закончить в трехнедельный срок и предложения представить на утверждение РВС СССР.

6) ГУРККА проработать и одновременно доложить вопрос о знаках различия для преподавательского и командного состава во всех военно-учебных заведениях» [14].

Доклад начальником ГУ РККА был представлен 20 января 1928 г. и 8 февраля того же года стал предметом обсуждения на заседании РВС СССР. Решение РВС в основном сводилось к следующему:

1) Утверждена категорийная сетка, предложенная ГУ РККА, в коей должность начальника отдела в центральном аппарате отнесена к 10-й категории.

2) С введением в жизнь положения о прохождении службы произвести не позднее 1 июля 1928 г. специальное переаттестование начсостава центральных и окружных органов, применительно к строевым должностям.

3) Даны точные указания о ношении знаков различия начсоставом [15]. Кроме того, новую категорийную сетку распространить на войска ОГПУ и Конвойной стражи СССР со всеми вытекающими последствиями в виде ношения знаков различия.

4) Начальнику ГУ РККА поручено разработать новую тарифную сетку на основе установления окладов жалования по служебным категориям.

5) Комиссии тов. Бубнова к 20 февраля 1928 г. поручено предоставить на утверждение РВС СССР окончательный вариант положения о прохождении службы в РККА.

И вновь оказалось, что короткий срок, установленный для решения всех указанных в постановлении РВС СССР вопросов, нереален. Доклад комиссии Бубнова был рассмотрен на заседании РВС СССР только 30 мая 1928 г. [16]

По результатам в представленную редакцию «Положения о прохождении службы начсоставом РККА» был внесен ряд изменений, среди которых следующие:

РВС СССР признавал необходимым сконцентрировать все назначения и перемещения начсостава в ГУ РККА и ПУ РККА, производить таковые один раз в год, в определенный месяц, приказами РВС СССР. Для командиров дивизий и помполитов допускалось исключение, таковых можно назначать в течение года. Остальной же начсостав при освободившихся вакансиях в промежуток между приказами РВС СССР – допускать к исполнению должностей.

Признавалось несвоевременным принятие решение о повышение служебной категории командира стрелкового полка (до 10-й).

Вопрос о распространении действия Положения на войска ОГПУ оставался открытым до согласования с ОГПУ СССР.

Постановлением РВС «Положение о прохождении службы начсоставом РККА» в целом 30 мая 1928 г. было утверждено. В соответствии со всеми постановлениями РВС СССР Главному управлению РККА требовалось в кратчайший срок окончательно отредактировать Положение, опубликовать его и ввести в действие с 1 июля 1928 г.

Уже после принятия Положения, 13 июня 1928 г. на заседании РВС СССР рассматривался вопрос, непосредственно касавшийся положения о прохождении службы, вызванный ходатайствами Военно-санитарного и военно-ветеринарного управлений РККА о собственных петлицах и петличных значках.

13 июля 1928 г. вышел приказ РВС СССР № 225, которым объявлялось «Положение о прохождении службы средним, старшим и высшим начальствующим составом РККА в мирное время». В отличие от решения РВС СССР (протокол от 30 мая 1928 г.), Положение «вводилось в жизнь» только с 1 октября 1928 г. (а не с 1 июля).

Обложка типографского издания приказа РВС СССР 
	№ 225 от 13 июля 1928 г.

Обложка типографского издания приказа РВС СССР № 225 от 13 июля 1928 г. Коллекция автора


Выражаем признательность за помощь в подготовке статьи Олегу Нельзину.


Сентябрь 2025 г.




Сноски

[1] - РГВА, ф. 4, оп. 1, д. 778, лл. 14-19.

[2] - Формально издано приказом РВС СССР № 1244 от 2 октября 1924 г. Фактически опубликовано только в начале следующего, 1925 года.

[3] - Дриг Е.Ф. «Плоды необоснованной и излишней щепетильности». Как офицерские звездочки не допустили на петлицы РККА. // Старый Цейхгауз, № 1-2 (87-88), 2020, стр. 64-84.

[4] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 9, лл. 62-63.

[5] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 8, лл. 44-48.

[6] - РГВА, ф. 37837, оп. 1, д. 722, лл. 20-22.

[7] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 10, лл. 58-61.

[8] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 10, лл. 66-70.

[9] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 11, л. 10.

[10] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 11, л. 32.

[11] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 11, л. 146.

[12] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 11, лл. 249, 251-253.

[13] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 11, л. 373.

[14] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 11, л. 378.

[15] - «Знаки различия носить по служебным категориям только командному и командно-политическому составам. Не носят знаков различия административный, политический, медицинский и ветеринарный составы, за исключением тех лиц начсостава этих групп, кои по своей должности отнесены к комсоставу. В отношении учебно-преподавательского состава сохраняется порядок ношения знаков различия по категории той должности, которую они занимали до назначения преподавателями» (РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 13, л. 47.).

[16] - РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 13, лл. 211, 217-220.

Главная

Публикации

Авторы